Кроме подписания договора о строительстве газопровода словенская и русская стороны, согласно неофициальным источникам, обсудят и вопрос продажи части предприятия Petrol вместе с банком NKBM

Юрий Шимац
Моника Уаисс
Петра Совдат

Главное событие сегодняшнего и завтрашнего визитов словенского правительства в России – подписание окончательного решения об инвестировании в проведение газопровода Южный поток через Словению. Из неофициальных источников стало известно, что на встрече между премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым, президентом РФ Владимиром Путиным и главой правительства Республики Словении Янезом Яншей еще обсуждался вопрос о возможных покупателях словенских банков и акций государства в компании Petrol. Возникает также вопрос как отреагирует  Евросоюз на сотрудничество Словении с Россией, так как ЕС выступает против строительства  Южного потока.

Вчера премьер Янша на наш вопрос о продаже банков и компании Petrol ответил: «Между правительствами этой темы переговоров не будет» В его кабинете на вопросы о поиске российских инвеститоров для словенских банков, в том числе NLB, NKBM и Abanka (все 3 банка нуждаются в докапитализации), ответов не предоставили.

Южный поток и Европейский Союз

В России будет подписан договор о строительстве Южного потока – это факт. Появляется вопрос как на это отреагирует Европейская комиссия. В предыдущих месяцах можно было услышать, что Европейский Союз тихой дипломатией лоббирует против проекта. Европейский Союз поддерживает строительство газопровода Набукко, благодаря которому бы Европа снизила зависимость энергоснабжения от российского газа. Проблема газопровода Набукко в том, что он не имеет небходимых источников газа. Добавим, что подписание окончательного договора не представляет собой фактической реализации проекта Южный поток.


Согласно нашим источникам премьер Янез Янша в России предложит букет банков, требующих докапитализации. Это последнее решение? Европа не восхищена над поступлениями российского капитала в европейские банки. 

Неофициальные источники из кругов правящих партий утверждают, что словенская сторона требовала вместе с договором о Южном потоке и покупку меньшей доли акций компании Petrol, но такие требования не достигли успеха. По неофициальным данным в настоящее время словенская сторона предлагает покупку государственных акций в ранее упомянутой нефтяной компании и банке  NKBM. Добавим, что в Словении посредством Фольксбанка  уже присутствует российский государственный  великан  Сбербанк, который в феврале купил австрийский VBI. Новый владелец летом провел докапитализацию словенского Фольксбанка с 45 мил. евро и таким образом в два раза увеличил его капитал с целью укрепления нового кредитования.

Официального ответа не получили 
По неофициальным данным во время визита  Янеза Янши в России Марьян Эберлинц – глава компании «Плиноводы» – должен получить  российскую государственную награду. Вчера вечером в правительстве об этом ничего не знали, а Эберлинцу не удалось дозвониться.

Сколько стоит опоздание правительства в банке NLB?

Банку NKBM до конца года требуется 50 миллионов евро срочной докапитализации, а Abanka пытается собрать 90 миллионов евро. NLB с помощью различных мероприятий, стоимость которых выше половины млрд. евро, уже за пол года успел увеличить капитал.

Так как государственные компании Kad и Sod  с 61 млн. евро вступили вместо KBC в последнем моменте они  платили за акции по 41 евро, что Брюссель понимает  как (незаконную) государственную помощь.  В связи с этим 14-го декабря состоится новое собрание NLB, на котором Kad и Sod получат разрешение на урегулирование цены докапитализации под уровень государственной помощи (36,75 евро). Таким образом, Kad и Sod уплатят 1,9 млн. евро новых акций NLB, по восемь евро за  каждую.

Откуда возьмутся деньги для докапитализаций еще неизвестно. Собрание в NKBM по поводу докапитализации,  которая понесла   самые большие убытки в первом полугодии в системе, будет проводиться 11 декабря. Управление и наблюдательный совет предлагают, чтобы нынешние акционеры не имели преимущественного права на покупку акций докапитализации по 1,30 евро. Вместе с докапитализацией существует и возможность вступления нового владельца, который получил   бы 49,5 % акций NKBM. Мы уже писали, что возможно вступление российского банка, в том числе Газпромбанка.

Еще большее испытание ждет правительство при проблемах с банком NLB. В прошлом году Европейская комиссия в процессе докапитализации  стоимостью 310 млн евро с помощью гибридных инструментов CoCo дала разрешение на государственную помощь. До 30 июня 2013 банки должны продать эту долю, в противном случае CoCo переводится в капитал NLB, а страна этим нарушает правила Европейского Союза. Бельгийский KBC, имеющий в NLB только 22 % акций, которые «невозможно» продать, должен уйти из структуры NLB до конца 2012 г.  Уйдет ли вместе KBC и государство?

«Банк NLB получил государственную помощь, поэтому должен до 1 января 2013 разработать план и стратегию реструктурации банка. Правительство готовит проект выхода из банка. Надо подчеркнуть, что основой для проявления интереса инвесторов и формирования подходящей цены, является отмена плохих активов банка. До реализации этого процесса, банк невозможно продать и это известно  KBC,» сказали в Министерстве финансов.

Отговорки

Министерство при объяснении ухода государства из капитала банков, что в политике всегда было неприемлемым, употребляет одинаковые отговорки как и в других процессах приватизации. Для продажи государственных долей в компаниях, правительство «нуждается» в новом холдинге для управления государственных инвестиций (SDH), а при уходе из банков в «плохом банке». «Когда из NLB перенесется часть обесцененных активов, государственная доля будет предложена инвестором, проявляющим интерес.  Чтобы сделать такой шаг, надо принять закон о стабилизации банков» ответили в Министерстве финансов на вопрос о том, когда наконец-то начнется процесс выхода государства из банков. Финансовые специалисты не согласны с ответом – государство, при желании, могло бы продавать компании уже сейчас, а при банках государство должно обеспечить лишь гарантии для санации плохих кредитов. При вопросах плохих банков и SDH возникли проблемы. Для проведения референдума об обеих законах собрано достаточное количество подписей. Если конституционный суд разрешит проведение референдумов, законы,  по всей вероятности, не будут иметь поддержки.

Альтернатива, «плохая даже на первый взгляд»

Процессы ухода из капитала компаний и банков продолжаются уже больше полгода, столько времени есть у государства для ухода из NLB. Государство все еще ждет принятия (если вообще будет) закона о плохом банке. На прошлой неделе в нашей газете Финансы (Finance) было опубликовано альтернативное предложение теперешнему закону о принятии мер РС для  стабилизации банков. С помощью финансовых специалистов, мы написали идею о внутренних плохих банках или отделениях по реструктурированию, которые в Словении были известны и эффективны уже в конце 90-ых годов 20-ого века (смотрите Recept za hitrejšo sanacijo slabih bančnih posojil– Рецепт для более быстрой санации банковских кредитов).  Альтернатива, «плохая даже на первый взгляд». Что об этой идее говорят в Министерстве финансов?

«Идея, даже на первый взгляд не кажется хорошим решением, так как не учитывает всех необходимых факторов, позволяющих реализацию такой идеи. Банки могли бы уже раньше самостоятельно оценивать и санировать плохие кредиты. Регулирующая институция этого от банков не потребовала. У правительства нет достаточно времени, чтобы ждать, когда банки и регулирующий орган решат начать оценивать плохие инвестиции.  Для обеспечения стабильности банковских систем мы должны как можно быстрее начать действовать. Кроме этого, банки не могут самостоятельно провести переоценку плохих инвестиций из-за влияния акционеров, аудиторов и тп.  Переоценку сможет сделать только институция, действующая вне банков. Государственная гарантия не позволяет срочного регулирования убытков, поэтому такое решение хуже, дороже и не подходит для Словении». В Министерстве не заметили, что идея включает в себя проведение оценки всех банков по  одинаковой системе под руководством Банка Словении.